• 01.12.2023

Department of “Decorative Art”

Educational programs

Professorial and teaching staff

Accreditation

Achievements of the department

History of the Department of Decorative Arts

Due to the increasing demand of the population for decorative and applied arts, the newly opened “Theater and Art Institute” in 1978 for the first time opened the Faculty of “Interior and Equipment” and the Department of “Art Textiles”. Since that time, the department has been continuously producing specialists in the field of decorative and applied arts, today many graduates of the department successfully work in various fields of creative and teaching activities of the country.

From the first day of the opening of the Department of “Art Textiles”, Associate Professor Sadygulov R.S. was the head of the department.. The teaching staff consisted of graduates who graduated from the Russian Institutes of Arts: Izbaskanova M.K., Bapanova S.S., Khodzhieva F.F.. Ermekbayeva A.K., Ibraishina G.K. A program for the specialty “Decorative art” was written. From 1978 to 1999, the training and production practices of the Department of “Artistic Textiles” took place at the Almaty Cotton Mill, the Almaty Carpet Factory, the Ust-Kamenogorsk Silk Fabric Mill, the Kargaly Cloth Mill, as well as in the cities of Moscow, Leningrad, Riga, Vilnius, Kiev, Lviv, Tbilisi, Tashkent, Samarkand, Bukhara, Khiva, Turkestan and other cities as planned. “Art textiles” over the years, the department was headed by Sadygulov R.S., Ibraishina G. K., Khodzhieva F.A., Ermekbayeva A.K., Sarsenbayev A. S.,. Bapanova S. S.

Departments of “Decorative and applied art”, “Artistic metalworking, etc. The heads in different years were Belov Yu.I., T. Zhalmukhanov, I.T. Akhmetov R., Migunov T., Candidate of Art History K.K.Murataev, D. Z. Kametkanov, Dosmaganbetova G. Z., Shokparov D., Atamkulov B.A. The teachers of the department included graduates of Russian institutes specializing in Jewelry”, “Artistic processing of wood”, “Artistic ceramics” Kanafin K., Efimov T., Dosmaganbetova G. Z., Dosetov G., R. Akhmetov, T. Zhalmukhanov. S. T. Sagimbekov .


The educational process, scientific-methodical and scientific-creative work met all the requirements of the higher educational institution, and was set at a high level.

In 2000, by the decision of the Academy Council, the specialization of “Decorative and Applied Arts” merged into one department.
From 2003 to 2022, the Department of Decorative Arts was headed by a Cultural worker of the Republic of Kazakhstan, Honorary Worker of Education R.K., “The best teacher of the University of 2013 “, Professor of the Higher Attestation Commission, headed by R.E.Bazarbayeva. Since 2022, the head of the department is a senior lecturer, Master of Art Taldybaeva A.S.

To date, specialists with higher education are trained at the department in four trajectories. Currently, the teaching staff of the department consists of:
2 – honored Workers of the Republic of Kazakhstan, 4 – cultural workers of the Republic of Kazakhstan, 1-excellent student in the field of culture, 7 – members of the Union of Artists of the Republic of Kazakhstan, 4- members of the Union of Designers of Eurasia. And also, of them: 1 – candidate of philosophical sciences, 2 – professor of the Higher Attestation Commission, 2- academic professors, 1-associate professor of the Higher Attestation Commission, 2- the best teachers of the university, 2 – academic associate professors, 1 – winner of the Republican and Youth Awards.

The scientific potential and professional creative qualification of the department is at a high level. At this time, the department has switched to a multi-level system of training specialists (bachelor’s degree, master’s and doctoral studies). Since 2010, 5 Doctors of Philosophy PhD, 20 master’s theses in art history have been defended at the department. If in 2012 the professor of the department, Candidate of Philosophical Sciences Zh.T. Beristenov was awarded the title of “The best teacher of a higher educational institution”, then in 2013 this honorary title was awarded to B.E. Bazarbayeva with the allocation of a state grant. The pulse of knowledge and the creative atmosphere of the department is filled with professors Bapanova S.S., Bazarbayeva R.E., Sarsenbaev A.S., Beristenov Zh.T., Kumarov A.M., Daubaev E.S., and such young and promising teachers as Tazhibaev E.K., Taldybaeva A.S., Tulakbaeva K.Zh., Magzumov M.M., Doszhanov B.T. contribute the energy of youth and bold searches in this teaching staff.

The department tirelessly prepares luminaries of culture and art, masters of applied art for our country, which makes a huge contribution to the development of decorative art and culture of our vast Republic, exerting an unconditional influence in the formation of creative personalities, as well as the department of “Decorative Art” was and is the initiator of the most interesting projects in the field of art and culture of our state. Today, the Department of Decorative Art is proud not only of excellent teachers, but also graduates, professional artists, whose numerous exhibitions have been held and are being held in Kazakhstan and abroad. In the period 1978-2023, the department graduated more than 400 specialists of art and culture. To date, graduates are successfully engaged in creative and pedagogical activities in different cities of our republic.

Young students, undergraduates and doctoral students take an active part in the social life of the department and in holding various events and competitions.

Currently, the department performs the most important tasks in order to provide conditions and opportunities for obtaining the most modern and prestigious specialty of students in the field of decorative arts. Awarding the first places to students of the Department of Decorative Arts in the annual republican competitions that are held between different specialties of higher educational institutions, receiving a second-year undergraduate student of the Youth Prize of the Republic of Kazakhstan “Daryn” shows the high scientific and creative potential of our department. A wide range of specialties has a positive effect on the implementation of various artistic ideas of graduates. The sphere of artistic and aesthetic education and education puts forward absolutely the latest requirements of the modern public: the real necessary knowledge is the knowledge of art, if we look at it more broadly, of course, this knowledge covers all the important components of education in the sphere of culture. The department teaches students not only the knowledge of art, but also the tasks of mastering,

The task of the department is to prepare graduates of academic education based on practical skills, with a deep knowledge of history, theoretical and methodological skills. The department works in the direction of science

Приемная комиссия

• 28.05.2024

Кафедра “декоративное искусство”

  • ҚазҰӨА
  • Кафедра “декоративное искусство”

Образовательные программы

Проффессорско-преподавательский состав

Аккредитация

Достижения кафедры

История кафедры «Декоративное искусство»

В связи с увеличением спроса населения на декоративно-прикладное искусство, в только что открытом «Театрально-художественном институте» в 1978 году впервые был открыт  факультет «Интерьера и Оборудования» и кафедра «Художественный текстиль». С того времени кафедра непрерывно выпускает специалистов сферы декоративно-прикладного искусства, на сегодняшний день многие выпускники кафедры успешно работают в разных отраслях творческой и преподавательской деятельности страны.

         С первого дня открытия кафедры «Художественный текстиль»  заведующим кафедрой был доцент  Садыгулов Р.С.. Преподавательский состав составлял выпускники окончившие Российские институты искусств: Избасканова М.К., Бапанова С.С., Ходжиева Ф.Ф.. Ермекбаева А.К, Ибрайшина Г.К. Была написана программа на специальность «Декоративное искусство». С 1978-1999гг  учебно- производственные практики кафедры «Художественный текстиль» проходила на  Алматинском хлопчатобумажном комбинате,  Ковровой фабрике г. Алматы, Усть-Каменогорском комбинате шелковых тканей, Каргалинском суконном комбинате, а так же в городах  Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Киева, Львова, Тбилиси, Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Туркестан и  в других  городах в плановом порядке. «Художественный текстиль» разные годы кафедру возглавляли Садыгулов Р.С., Ибрайшина Г. К., Ходжиева Ф.А., Ермекбаева А.К., Сарсенбаев А. С.,. Бапанова С. С.

         Кафедры  «Декоративно – прикладное искусство»,  «Художественная  обработка  металла и др. материалов» «Художественная  обработка  дерева»  заведующими в разные годы были  Белов Ю.И., Т. Жалмуханов,   И.Т. Ахметов Р., Мигунов Т., кандидат искусствоведения К.К.Муратаев, Д. З. Каметканов, Досмаганбетова Г. З., Шокпаров Д., Атамкулов Б.А.  В состав преподавателей  кафедры  входили окончившие Российские институты по специальности «Ювелирные дело», «Художественная обработка дерева», «Художественная керамика» Канафин К.,  Ефимов Т., Досмаганбетова Г. З., Досетов Г., Р. Ахметов, Т. Жалмуханов.С. Т. Сагимбеков .  

 Учебный  процесс, научно-методическая и научно-творческая  работа соответствовала  всем требованиям высшего учебного заведения, и поставлен на высокий уровень.

В  2000 году решением совета академии специализации «Декоративно-прикладного искусства ” объединились в одну  кафедру.

Кафедру “Декоративне искусство”  с 2003 по 2022 год возглавляла Деятель Культуры Республики Казахстан, почетный работник образования Р.К,  “Лучший преподаватель ВУЗа 2013года “,  профессор ВАК, возглавляла Р.Е.Базарбаева. С 2022 года заведует кафедрой старший преподаватель, магистр искусства Талдыбаева А.С.

          На сегодняшний день на кафедре подготовку проводят специалисты с высшим образованием по  четырем траекториям. В данное время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из: 

2- заслуженных деятелей Республики Казахстан, 4- деятелей культуры Республики Казахстан, 1-отличника в области культуры, 7- членов Союза Художников Республики Казахстан, 4- членов Союза Дизайнеров Евразии. А так же, из них: 1- кандидат философских наук, 2- профессор ВАК, 2- академические профессора, 1-доцент ВАК, 2- лучшиих  преподавателей  ВУЗа, 2- академические доцента, 1- лауреат Республиканской и молодежной премии.


         Научный потенциал и профессиональная творческая квалификация  кафедры находится на высоком уровне. В данное время кафедра перешла на многоуровневую систему подготовки специалистов (баклавриат, магистратура и докторантура). С 2010 года на кафедре защитились 5 доктора философии PhD, 20 магистерских диссертации по искусстведению. Если в 2012 году профессор кафедры кандидат философских наук Ж.Т. Беристенов был удостоен звания  “Лучшего преподавателя высшего учебного заведения»,  то а в 2013 году данное почетное звание было присуждена Б.Е. Базарбаевой с выделением государственного гранта. Пульс знания и творческая атмосфера кафедры наполнена профессорами Бапановой С.С., Базарбаевой Р.Е., Сарсенбаевым А.С., Беристеновым Ж.Т., Қумаровым А.М., Даубаевым Е.С., а такие молодые и перспективные преподаватели как Тажибаев Е.К., Талдыбаева А.С., Тулакбаева К.Ж., МагзумовМ.М., Досжанов   Б.Т. вносят энергию молодости и смелых поисков в данный преподавательский коллектив.

         Кафедра неустанно подготавливает для нашей страны корифеев культуры и искусства, мастеров прикладного искусства, чем и вносят огромную лепту в развитие декоративного искусства и культуры нашей необъятной Республики, оказывая безусловное влияние в формировании творческих личностях, а так же  кафедра «Декоративное искусство» была и является инициатором интереснейших проектов сферы искусства и культуры нашего государства. Сегодня кафедра “Декоративное исскуство” гордится не только прекрасными педагогами, но и выпускниками, профессиональными художниками, чьи многочисленные выставки проводились и проводятся на территории Казахстана и зарубежом. В период 1978-2023 г.г. кафедра выпустила более 400 специалистов искусства и культуры. На сегодняшний день выпускники успешно занимаются творческой и педагогической деятельностью в разных городах нашей республики.

Молодые студенты, магистранты и докторанты принимают активное участие в общественной жизни кафедры и в проведении различных мероприятий и  конкурсов.

         В данное время кафедра выполняет важнейшие задачи в целях предоставления условий и возможности в получении современнейшей и   престижной специальности студентов в области декоративного  искусства. Присуждение первых мест студентам  кафедры «Декоративное искусство» в ежегодных республиканских конкурсах, которые  проводятся между разными специальностями высших учебных заведений, получение магистранта второго курса Молодежной премии РК «Дарын» показывает высокий научный и творческий потенциал нашей кафедры. Широкий спектр специальности положительно влияет на реализацию различных художественных замыслов выпускников. Сфера художественно-эстетического воспитания и образования выдвигает совершенно новейшие требования современной общественности: настоящее необходимое знание – знание исскуства, если рассмотреть более шире – безусловно, это знание, охватывающее все важные компоненты образования сферы культуры. Кафедра обучает студентов не только познанию искусства, но так же задачам освоения, овладения разных видов художственного творчества.


         Задача кафедры –подготовка выпускников академического образования на основе практических навыков, с глубоким знанием истории, теоретическо-методического мастерства. Кафедра работает по направлению науки

 «Сохранение и модернизация традиционного декоративного искусства”. Глубокое освоение предметов рассмотренных в учебных планах и программах охватывает тео­ретические и практические виды занятий, а это, в свою очередь, соответствует значении и общим требованиям  современного академического образования. История искусства, методика и теория предметов по специальности предоставляет огромные возможности в обучении культуры мирового художественного искусства, познание искусства и его дальнейшего широкого распространения.

Воспитательная работа кафедры направлена на формирование научного мировоззрения, в развитии гражданской позиции студентов в целях их полноценного высшего образования, подготовки казахстанских квалификационных кадров в области мирового искусства и культуры.

Приемная комиссия