Jabý
18.04.2020

УМО-ГУП

Организатор онлайн-семинара

УМО-ГУП по направлению «Искусство» на базе Казахской  национальной  академии искусств им.Т.К.Жургенова 

Цель онлайн – семинара:

– обсуждение широкого круга вопросов по  проблемам обновления и разработки образовательных программ по направлению кино и ТВ в соответствии с профессиональными стандартами.

Участники семинара:

1) разработчики профессиональных стандартов – ТОО «Оркен Медиа»- Исполнитель/ руководитель проектов: Айдарханова С.А

2) преподаватели вузов:

  • КазНАИ им.Т.К.Жургенова – кафедра «Режиссура экранных искусств»
  • КазНУИ (Шабыт)- кафедра «Режиссура кино и ТВ»
  • Университет Туран – кафедра «Киноискусство»

3) представители от работодателей

4) члены УМО-ГУП – Гизатова Г.Б., Омаров Т.И.

Программа семинара

  1.  Обсуждение Профессиональных стандартов:
  2. «Деятельность по созданию и трансляции телевизионных программ»

(Приложение № 16 к приказу Заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 24 декабря 2019 года №259);

  •  «Деятельность по производству кино-, видеофильмов и телевизионных программ»

(Приложение № 20 к приказу Заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» От 24 декабря 2019 года №259)

2. Выступление  представителя ТОО«Оркен Медиа»- Исполнитель/ руководитель проектов: Айдархановой С.А

Модератор– ученый секретарь УМО-ГУП по направлению «Искусство» на базе КазНАИ им.Т.К.Жургенова

Гизатова Гульнара Бисенгалиевна (gbisen@list.ru; + 7 701 4949556)

Тезисы выступлений:

Шарип Б.Ш., профессор кафедры« Режиссура экранных искусств» (КазНАИ им. Т.К. Жургенова) При рассмотрении Профессионального стандарта «Деятельность по производству кино-видеофильмов и телевизионных программ» обращает на себя внимание тот факт, что  «стандарт» выстроен главным образом с позиции телевизионных программ. Оно и понятно, ведь «стандарт» разработан ТОО «Оркен Медиа». А экспертом выступило АО «Агентство «Хабар». Вследствие чего описания профессиональных карточек касательно кинопроизводства оказались в общей массе описаний профессиональных карточек телевизионных программ. Кроме того, в описании кинопрофессий наличествует целый ряд устаревших еще с советских времен должностных наименований.  Начнем с профессии режиссера. Их существуют два уровня. Режиссер-постановщик – главное специалист, руководит всем творческо -производственным процессом создания фильма. Вместе с автором сценария определяет общую концепцию и художественный уровень фильма.

Правильней будет называть его не Главным режиссером, как указано в карточке телевизионных профессий, а Режиссер – постановщик.

Манабай Д.К., профессор кафедры «Режиссура экранных искусств» (КазНАИ им. Т.К. Жургенова) В паспорте профстандарта (Приложение №20) где  отражено описание стандарта, в первой части с предложенным можно согласиться, а вторая часть немного удивляет: «…Общие требования к знаниям: правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, правила документационного обеспечения управления и деловой переписки, этика деловых отношений, грамотная устная и письменная речь на государственном и русском языках, использование офисного программного обеспечения». Неужели для создания творческих проектов эти требования стоят «во главе угла»? Далее, прежде всего мы создаем творческий продукт, который превращается в товар, поэтому мы считаем, что в профессиональном стандарте не хватает  квалификационного уровня по ОРК 6  – Режиссер. Есть главный режиссер 8 –  уровень (докторантура), Режиссер – уровень 7 (магистратура);  Есть уровень ассистент режиссера – 5, а  6 уровень (бакалавриат)  –  в этом стандарте отсутствует. В карточке профессии «Главный режиссер» трудовая функция «Операционное управление художественным персоналом ТО». Творческая профессия режиссера не предполагает операционного руководства ТО, он руководит творческим процессом специалистов участвующих в создании интеллектуальной собственности.

Беккожин М.К. старший преподаватель кафедры «Режиссура экранных искусств» (КазНАИ им.Т.К.Жургенова)

Рассмотрев представленный профстандарт обращаем серьезное внимание на устаревшие  термины должностных обязанностей специалистов, например монтажер вещания. В современно кино, ТВ, видеопроизводстве существуют специалисты режиссер – монтажа, режиссер-постановщик и т.п.

Лаврик Н.А., доцент кафедры «Режиссура  экранных искусств» (КазНАИ им.Т.К.Жургенова)

 В руководстве творческим процессом  эти названия специалистов присутствуют, а в рассмотрении должностных обязанностей – нет. В тексте очень  много неточностей, например: Должностная карточка – Главный режиссер, уровень 8, образование PhD, квалификация- Режиссер кино и ТВ; Генеральный продюсер, уровень 8, квалификация – магистр искусств; Режиссер (Приложение №16), 7 уровень, квалификация образования – магистр социальных наук; Продюсер (общий профиль),  7 уровень, квалификация образования – магистр искусств.

Далее ассистенты режиссера, уровень 5, обслуживают специалистов 7 и 8 уровня, минуя 6 уровень. Но об этом уже говорили выше. Много вопросов вызывает описание «Задач» – Знать, уметь, иметь, не все отвечают требованиям в должностных карточках специалистов.

Рамазанова Б. преподаватель кафедры «Режиссура экранных искусств» (КазНАИ им.Т.К.Жургенова)

Во-первых профессиональные стандарты расписаны со стороны телевизионного стандарта. Кино и ТВ все-таки отличаются.

Генеральный продюсер не является высшей категорией продюсера. Если брать мировую практику, то Продюсер – обладатель авторского права на фильм. Как, например Оскар за лучшую картину берет продюсер, а не генеральный продюсер, и в титрах продюсеры появляются первыми после перехода на титры.

Генеральный продюсер – спонсор, кто лишь профинансировал фильм. Необязательно, что он работает в кино или ТВ.

Внизу приведены примеры продюсеров и иерархии.

А если это касается ТВ, то в мире уже давно правят Шоураннеры. Вид продюсеров совершенно другой, который соединяет качества продюсера и человека направляющего сериал в направлении.

Надо проф. стандарты привести в соответствие с практикой мирового и продюсерского кино, потому что и Казахстан в соответствии с законом о кино и созданием ГЦПНК, Казахстан тоже переходит на продюсерское кино.

Акчалов Е.Е., доцент кафедры «Режиссура экранных искусств» (КазНАИ им. Т.К. Жургенова)

 Разрешите сделать конкретные предложения и замечания по тексту Профессионального стандарта «Деятельность по созданию и трансляции телевизионных программ» (Приложение № 16 к приказу Заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 24 декабря 2019 года №259)

В раздел Перечень карточек профессий внести наряду с 8, 7 и 6 уровни в соответствии с классификатором специальностей высшего и послевузовского образования:

Перечень карточек профессий:   Главный редактор творческого объединения 8- й уровень ОРК
Главный режиссер 8-7 й уровень ОРК
Редактор программ 7- й уровень ОРК
Режиссер 7-6 й уровень ОРК
Продюсер (общий профиль) 7-6 й уровень ОРК
Ассистент режиссера 5-6-й уровень ОРК.
Монтажер вещания 5-6 й уровень ОРК.
  • В карточке профессии не отражены: Режиссер монтажа; Режиссер дубляжа;  Режиссер телесериалов
  • В дополнительных функциях следует добавить – Создание творческой группы
  • В разделе Трудовая функция 1 , Задача 1 Подготовка и создание материала для утвержденного проекта, следует добавить пункты:
  • Умения-3 «Работа в режиме «прямого» эфира. Работа в режиме как однокамерной, так и многокамерной съемки»;
  • Знания -8 «Основы сценарного мастерства»;
  • Задача 2 Обработка материала.
Умения: добавить пункты: Работа со сценариемРабота на ПТСРабота в студииРабота с актером и не актеромРабота с операторомРабота с композитором, художникомРабота с архивами и архивными материалами Знания: Современных цифровых технологийСовременной компьютерной техники и спецэффектов.Истории мирового и отечественного телевиденияИстории мировой и национальной литературыОператорского искусства  
  • Задача 1. Трудовая функция 2 Управление выпуском медиа продукции, обеспечение ее качества.
  • Задача  2. Управление качеством телевизионного вещания  в знания необходимо добавить пункт 14 «Тенденций развития совремнных телевизионных технологий (цифровых, компьютерных, графических и т.п.)»

Ерлан Нурмухамедов. Зав. кафедрой «Режиссура кино и ТВ» (КазНУИ)

В общем и в целом мне кажется, что не хватает именно специфических для большого игрового кино терминов. В наших вузах мы обучаем их отдельно: Режиссер игрового кино, Режиссер анимационного кино, Режиссер документального кино, Художник кино, Звукорежиссер и т.д.

Сламбек Тәуекел, кинорежиссер, продюсер,преподаватель кафедры «Режиссура кино и ТВ» (КазНУИ).Профессиональный стандарт: «Деятельность по производству кино-, видеофильмов и телепрограмм» В кратком описании профессионального стандарта нет ни одного слова (даже намека) что основой деятельности по созданию фильмов и телепрограмм является творческий (художественно-созидательный) труд, а тут указано использование офисного программного обеспечения?!

  • Перечень профессии должен начинаться (это специфика кинематографии) с приведения Генерального продюсера, а не главного редактора, как в советское время. Далее по усмотрению. В этом перечне не должно быть должности Главного режиссера (такая должность административная, возможно может быть на телевидении, но не в кино). В кинематографии решающей творческой единицей является режиссер-постановщик (по видам кинематографии: игровому, документальному (научно-популярному) и анимационному кино.
  • Основные творческо-художественные и производственные профессии кинопроизводства должны относиться к 6-му и 7-му уровням ОРК,т.е. к уровню бакалавриата и магистратуры, жизнь людей этих профессий будет расставлять не по профессиональному стандарту, а по таланту и творческим достижениям.
  • Приводимые в стандарте задачи подлежат пересмотру. Здесь возникает вопрос , почему разработка профессионального стандарта не была поручена профессиональным кинематографистам и работникам телевидения.
  • Творческий процесс он по всем параметрам уникален, поэтому стандарты тут не причем. В кинематографии стандарты только упаковки видеокассет!
  • В карточке профессии режиссера, профессия должна обозначаться как режиссер-постановщик игрового кино, режиссер документального и научно-популярного кино, режиссер анимационного кино. Далее все подлежит пересмотру.

Айдарханова Сауле Аманжоловна: ТОО Оркен  Медиа (представитель от разработчиков ПС)

В  2019 году  мы разработали отраслевую рамку квалификации и 11 профессиональных стандартов в сфере «СМИ, телерадиовещание  и медиа». Отраслевое министерство МИОР, НПП Атамекен одобрили ОРК и ПС.

Работа выполнялась в соответствии с Методическими рекомендациями  утвержденными Министром Труда от 2019 года и  методическими рекомендациями международной консалтинговой компании «Ernst &Young». Так как ОРК разрабатывалась первый раз, за основу были  взяты ОКЭД и НКЗ текущего года, должности  в ОРК не описываются.

В соответствии с дескрипторами: пути достижения квалификации соответствующего уровня, например 7 уровень – послевузовское образование ( магистратура на основе освоенной программы бакалавриат) и/ или практический опыт работы, т.е. бакалавриат и практический опыт  работы по специальности тоже будет 7 уровень.

Общие требования к знаниям: правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, правила документационного обеспечения управления и деловой переписки, этика деловых отношений, грамотная устная и письменная речь на государственном и русском языках, использование офисного программного обеспечения- это минимум необходимого сейчас даже  для практикантов ( в соответствии с Трудовым Кодексом РК). 

  • Использование слов «талант, творческие достижения, вдохновение» увы, не приемлемы для описания в ПС.
  • Предлагаем, Вам рассмотреть ПС не как рамки для творческих людей, а, скорее за основу от которой они должны отталкиваться.  Соответственно, при разработке ОП (взяв за основу ПС) дополнять специалистов новыми знаниями и навыками, необходимыми в этом быстроменяющемся мире.
  • В 2016 году был разработан ПС «Режиссура». Видимо в  карточке профессии режиссера, профессия должна  была обозначаться как режиссер-постановщик игрового кино, режиссер документального и научно-популярного кино, режиссер анимационного кино в соответствии с Законом о Кино.
  • Предлагаем Вам, согласовать с отраслевым министерством и инициировать разработку ОРК «Искусство» и обновить ПС «Режиссура».

Решение:

  1. Внести предложение в МКС РК, МТСЗН РК и НПП «Атамекен»  о разработке Профессионального стандарта «Деятельность по производству кинофильмов» (Ответственный: Гизатова Г.Б ученый секретарь УМО-ГУП по направлению «Искусство» на базе КазНАИим.Т.К.Жургенова).
  2. Для разработки образовательных программ «Режиссура кино», «Операторское искусство» на основе ПС инициировать создание ПС  «Деятельность по производству кинофильмов» совместно с работодателями, АО «Казахфильм» (ответственные: Мурсалимова Г.А., Азимов С.Ж., Лаврик Н.А. – КазНАИ им.Т.К.Жургенова)
  3. Активизировать работу кафедры «Киноискусство» университета Туран по обсуждению профессиональных стандартов (ответственный зав. кафедрой «Киноискусство» университета Туран)
  4. Разработку образовательных программ по направлению подготовки «Кино и ТВ» осуществлять в соответствии с трудовыми функциями, знаниями, умениями, отраженными в профессиональных стандартах.
  5. При разработке ОП по направлению подготовки «Кино и ТВ» применять современные достижения практики мирового кинематографа.

Ученый секретарь УМО-ГУП по направлению «Искусство»                                                 

Гизатова Г.Б.